Карьерные советы главы Google Russia

Сегодня Юлия Соловьева является генеральным директором Google Russia. Также она член кадрового резерва президента РФ и просто великолепный пример для подражания миллионам женщинам. Юлия, не имея инженерного образования, смогла занять высокий пост в технической компании, завоевать уважение коллег и конкурентов и еще раз доказать, что женщины тоже могут быть прекрасными управленцами.


Свой карьерный взлет Юлия начинала со времен студенчества в Московском государственном лингвистическом университете, подрабатывав переводчиком для иностранцев. Позже, как говорит сама героиня нашей статьи, знание английского языка (университет она закончила с красным дипломом) ей помогло в продвижении по карьерной лестнице. Также Юлия отмечает и свою любовь к самообучению и постоянному развитию своих компетенций. Прежде чем занять кресло в офисе крупнейшей поисковой системы мира, она успела попробовать себя в качестве директора по развитию «НТВ-Плюс» и ОАО «МТС», стать президентом холдинга «ПрофМедиа» и предеседателем совета директоров Rambler Media. А чтобы попасть в голландскую консалтинговую компанию Booz Allen Hamilton, Юлия закончила программу МВА в Harvard Business School.


Мы публикуем карьерные советы, которые Юлия Соловьева рассказала Forbes Woman.


1. Для успешного старта важны горящие глаза, а не профессиональные компетенции

Чтобы преуспеть, молодому специалисту необходимы внутренняя страсть и огонь. Я во время собеседования на это всегда обращаю внимание. Не хочется видеть уставших, разочарованных людей, которые приходят на встречу с выражением на лице, которое читается как «Я все это уже делал, мне больше не интересно». Зачастую энтузиазм и энергия молодого кандидата компенсируют отсутствие профессиональных компетенций.

Второе важное условие — постоянное самосовершенствование. Недостаточно просто хорошо работать в рамках должностной инструкции. Даже очень опытным сотрудникам и экспертам нужно постоянно расширять свой кругозор, получать новые знания и умения и применять их в своей работе.


2. Развивайте аналитические и коммуникативные навыки

Когда я начинала работать, не было интернета, зато были факсы и презентации на «прозрачках» (это слайд с прозрачным фоном, на который наносятся презентации и потом представляются с помощью проектора — прим. ред.). Для поиска и изучения информации требовалось колоссальное время и усилия многих людей. Сейчас существует другая проблема: из огромного потока информации нужно научиться выделять действительно важное. Поэтому на первый план выходят такие качества, как умение приоритизировать задачи, отличать значимое от неважного, способность быстро доносить свою мысль до собеседника. В целом, коммуникативные навыки становятся одними из ключевых.


3. Оставляйте проблемные задачи на потом

Когда я работала в МТС, у меня была потрясающая начальница. Я занималась масштабным проектом по внедрению изменений в структуре компании и пыталась учесть все потенциальные риски и заранее подготовить план по работе с ними. У меня был сценарный анализ: план A, B, C. Именно тогда мой руководитель дала мне мудрый совет: «Если проблему долго игнорировать, она сама исчезнет».

Понимание этой фразы приходит с опытом. Зачастую мы совершаем много лишних шагов, пытаясь объять необъятное. Нужный навык в любой сфере — и когда ты предприниматель, и когда работаешь в компании, — это умение в определенных ситуациях выждать и ничего не делать. Если начинаешь торопиться, то силы тратятся на решение ненужных задач, а ведь ты мог бы в это время заниматься тем, что действительно требует внимания.


4. Технический бэкграунд для управленца — не залог успеха

Для топ-менеджера важны в первую очередь общие управленческие навыки и эмоциональный интеллект. Когда я пришла в Google, кто-то выражал сомнения, сможет ли человек без инженерного образования руководить технологическим бизнесом. Но передо мной прежде всего стояли задачи общего менеджмента, например, построения стратегии и позиционирования компании. Думаю, что менеджеры высшего звена, даже работающие в технологических компаниях, должны прежде всего обладать управленческими компетенциями и мыслить в категориях бизнеса. Не менее важно уметь договариваться — с коллегами, партнерами и даже конкурентами. Технический бекграунд, конечно, — дополнительное преимущество, но это не всегда самое главное.


5. Нужно работать не много, а эффективно

Мне очень импонирует подход, который выражен фразой: don’t work hard, work smart. Трудоголики далеко не всегда добиваются хороших результатов. Нужно работать не много, а эффективно. Работая слишком много, вы чрезмерно истощаете свой ресурс и, как следствие, не можете приносить хороших результатов. Кроме того, если у человека совсем нет свободного времени и он постоянно находится в тисках срочных задач, он не сможет подходить к их выполнению творчески. Ведь креативность — это, прежде всего, процесс, основанный на отсутствии конкретной цели и ощущении скуки. Мозг начинает «блуждать» и создавать новое только тогда, когда у человека есть свободное время.


6. Домашние дела тоже нужно делегировать

Маленькие дети требуют очень много внимания, их появление существенно меняет привычный распорядок. Я очень быстро поняла, что не могу оставаться эффективной на работе и одновременно продолжать все делать самостоятельно дома. Тогда я стала CEO своей «домашней корпорации», определила, какие процессы нужно оптимизировать и какие функции можно отдать на аутсорс. И еще стала более тщательно планировать. Например, я практически все необходимое покупаю в интернете: и продукты, и детские товары. Это занимает не более 5-10 минут. Замечательный пример, как к домашним обязанностям можно применять бизнес-подход.


7. Рынку нужны те, кто хочет и может измениться

Я не согласна с фразой «бизнес, чтобы выжить, должен быть голодным как стартап». Голод для меня — это период лишений, бедности и даже где-то отчаяния. Я не считаю, что от отчаяния создаются прекрасные и востребованные продукты и сервисы, скорее от желания менять мир к лучшему. Но уверена, что руководителю никогда нельзя расслабляться. Нужно помнить, что внешняя среда все время меняется, совершенствуются и информационные технологии. Всегда есть риск потерять ценность на рынке, поэтому руководитель должен иметь желание и возможности себя постоянно «перестраивать» и открывать в себе новое.


8. Детей нужно учить общаться с другими детьми, самостоятельности и... скучать

В наших реалиях постоянного использования технологий и доступности, например, айпадов и электронных игрушек, мне важно будет научить своего ребенка общаться с другими детьми, выстраивать отношения в реальном мире. Ориентироваться в виртуальной реальности ребенок и сам научится. Кроме того, детей нужно научить быть самостоятельными, иметь свою собственную точку зрения и ее отстаивать.

И, наконец, я мечтаю о том, чтобы мой ребенок всегда чего-то хотел. Для меня это очень важная тема. В эру сверхпотребления часто случается, что дети перестают чем-либо интересоваться. Задача родителей — перестать навязывать детям определенные занятия и дать им возможность поскучать и самим выбрать, что же им интересно. Я планирую именно так настраивать на жизнь своего ребенка.


9. Сотрудники должны уметь распоряжаться своей свободой

Google дает людям очень много свободы. Поэтому нам нужны сотрудники, которые умеют этой свободой распоряжаться, которые в таких условиях не теряются, а, наоборот, получают дополнительные мотивацию и вдохновение. Для работы в моей команде я ищу именно таких. Мне легко взаимодействовать с людьми, которые не любят работать в административных рамках и не нуждаются в четких ежедневных инструкциях. Я ценю, когда сотрудники приходят ко мне за советом, за вдохновляющими идеями, а не за конкретными заданиями или решениями. Но это специфика именно Google. Поэтому каждый руководитель должен ориентироваться на то, какие именно задачи ему нужно решить и с какими людьми ему комфортно работать.